Проблема: налоговая заблокировала счета. Что делать?
11.06.21
Проблема: налоговая заблокировала счета. Что делать?
По решению и требованию ФНС может быть заблокирован расчетный счет. Давайте разберемся с возможными причинами блокировки и алгоритмами действий при возникновении данной ситуации.
Причины блокировки
Причин для блокировки счета много, в большинстве случаев поводом для данной санкции являются:
- задержка сдачи отчетности;
- неуплата налога или нарушение сроков оплаты;
- нарушение правил ведения документооборота с ФНС.
Задержка сдачи отчетности
ФНС установила жесткие сроки для каждого вида отчета. Даже непродолжительная задержка является весомым поводом для блокировки. По практике уже спустя 10 дней банк вынужден блокировать счет по требованию ФНС – это регулируется ст. 76 НК РФ.
Также счет может быть заблокирован, если отчет сдан, но ФНС не приняла его ввиду ошибок, неточностей, нарушений. Фактически признается факт того, что декларация не подана. И также ФНС накладывает арест на расчетный счет.
Неуплата налога или нарушение сроков/размеров оплаты
При неуплате налога или при возникновении недоимки (ситуации, при которой сумма уплаты меньше суммы начислений), ФНС письменно информирует налогоплательщика о данном нарушении с требованием погасить долг, а также начисленные пени.
Если данное требование ФНС не выполняется, налоговая прибегает к жестким санкциям – к блокировке счета. Из-за этого банк не сможет производить ваши платежные операции ввиду наложения ареста.
Нюанс: если на счету денег больше, чем сумма неуплаты, то ограничение накладывается только частично, на сумму недоимки.
Нарушения правил ведения документооборота с ФНС
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, компания, которая приняла на себя обязательства по сдаче отчетности в электронном формате, должна первым делом заключить договор с оператором ЭДО. Без этого невозможна отправка документов в ФНС. И инспекторы следят за ситуацией: при обнаружении несостыковки представители налоговой сразу блокируют счета. Это регулируется п. 3 ст. 76 НК РФ.
Отправка квитанций – еще один уязвимый пункт. Нужно быть осторожнее при выполнении данных действий и по требованию ФНС сразу отправлять электронные квитанции. Если проигнорировать требование, избежать блокировки счета вряд ли удастся. Для данного действия установлены жесткие сроки согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ: ФНС должна получить их в течение 6 дней. Если произошел какой-либо сбой или были нарушения, ФНС после признания факта ошибки дает еще 10 дней на их устранение (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Какие действия необходимо предпринять для разблокировки счета?
Алгоритм решения проблемы достаточно простой – нужно устранить допущенные нарушения. То есть либо сдать правильно оформленный отчет, либо произвести оплату налогов и пени, либо привести в порядок систему документооборота.
После устранения нарушений необходимо уведомить об этом ФНС. Можно лично обратиться в налоговую или отправить письменное уведомление. На практике при личном обращении разблокировка счета происходит быстрее.
Согласно п. 3.1 и 3.2 ст. 76 НК РФ после получения письменного уведомления ФНС обязан разблокировать счет в течение одного дня.
Как проверить, есть ли блокировка?
ФНС внедрила новые технологии и довольно быстро размещает актуальную информацию на своем сайте. Таким образом, можно проверить наличие блокировки на официальной странице налоговой. И сделать это может любое заинтересованное лицо: не только владелец расчетного счета, но и контрагенты, физические лица и др. Сделано это для того, чтобы минимизировать вероятность проведения опасных и неправомерных сделок. Поставщики, покупатели и другие фирмы, планирующие сотрудничество с компанией, могут проверить статус ее счета и убедиться, что нет никаких угроз в плане проведения финансовых операций.
Для удобства пользователей на сайте создан отдельный раздел, вы легко найдете нужную вам информацию!