Маркировка потребительских товаров
Маркировка затронет всех участников торговли
Путь товара будет отслеживаться через единую систему
Все потребительские товары должны быть отмаркированы к 2024 году
Нужна помощь и консультация по маркировке?
Отправьте заявкуМы с радостью проконсультируем Вас по вопросам маркировки,
а также поможем подобрать решения для Ваших бизнес процессов.
Эксперимент по введению маркировки товаров России начался в 2016 году. Теперь же от экспериментов страна переходит к повсеместному и планомерному введению этой системы. Закон об обязательности этой процедуры действует с 2019 года.
Согласно требованиям законодательства РФ, маркировка будет массовой. Каждая единица товара получит уникальный код. Этот идентификатор будет фиксироваться и проверяться на всех этапах логистической цепочки – от компании-производителя или импортера до конечного потребителя. Он защищен с помощью современных криптотехнологий, и подделать либо изменить его практически невозможно. Тому, кто захочет это сделать, придется приложить значительные усилия, и маловероятно, чтобы они увенчались успехом.
Соответственно, реализация товаров, не прошедших маркировку, окажется невозможна. Для того чтобы продавать их, всем участникам рынка - производителям, поставщикам, продавцам - понадобится регистрация в единой информационной системе маркировки товара.
Обязательная маркировка товара – технология, которая успешно внедряется в других странах и дает положительные результаты.
Например, в 2007 году ее стали использовать:
- Китай – в сфере продажи продуктов питания и лекарственных препаратов;
- Бразилия – при реализации напитков и табачных изделий.
- Подобные технологии маркировки товара широко применяются в США и государствах ЕС.
Зачем в России вводят маркировку товаров
Основная причина, по которой внедряется обязательная маркировка товаров, – борьба с некачественной продукцией. Как считают эксперты, рынок контрафакта в России вырос примерно до 2,5 трлн рублей. В некоторых сегментах, например, в люксовом, объем поддельных вещей на рынке превышает количество легального товара. По данным компании Brandmonitor, опубликованным в середине 2019 года, годовой оборот продаж подделок превышает тот же показатель легальных продаж на 13%. Доля нелегального оборота на рынке легкой промышленности составляет примерно 35%, а на рынке лекарственных средств – около 10%. Еще одна проблема – вторичные продажи. Известны случаи, когда государственные компании закупали дорогостоящие лекарства на бюджетные деньги, а затем по поддельным документам передавали их через сеть аптек.
От реализации контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции страдают и производители, и государство, и потребители.
Производители недополучают выручку, а государство, соответственно, собирает меньше налогов.
Может показаться, что потребитель экономит за счет покупки недорогого поддельного товара. Однако такая продукция, как правило, имеет сравнительно низкое качество. К тому же приобретение подделок может в ряде случаев угрожать здоровью и жизни человека. Речь идет, например, о покупке поддельного алкоголя или лекарств. То же касается табачных изделий, не прошедших проверку качества, или продуктов с истекшим сроком годности.
Следовательно, цифровая маркировка товаров в соответствии с новым законом позволяет вывести с рынка некачественную продукцию: поддельную, с истекшим сроком годности, не прошедшую необходимые проверки.
Это выгодно всем:
- честным бизнесменам – они получают прибыль и конкурируют с такими же производителями, не занижающими цены, и вдобавок к этому благодаря маркировке товара получают возможность следить за каждым этапом его реализации;
- государству – с рынка вытесняется контрафакт, расходы на борьбу с ним снижаются, растут таможенные и налоговые сборы;
- потребителю – благодаря маркировке он получает доступ к по-настоящему качественным товарам.
Пилотным проектом в этой сфере стало требование использования кодов для контроля над оборотом шуб. Это повлекло за собой 10-кратный рост количества легальных изделий из меха на рынке.
Эксперимент с введением кодов на лекарства привел к тому, что в течение года удалось выявить нарушения в этом сегменте рынка на сумму около 0,5 млрд рублей.
Какие товары подлежат маркировке
В перспективе все или практически все товары подлежат маркировке. Но пока что действие нового закона распространяется только на некоторые виды продукции. Российское правительство установило сроки, к которым необходимо зарегистрировать то, что вы выпускаете, в единой системе маркировки. На сегодняшний день эти требования распространяются на следующие товарные группы:
- шубы и изделия из натурального меха - за исключением перчаток, митенок, рукавиц, шапок, обуви и спортивной одежды с меховой отделкой;
- табачная продукция – как традиционные сигареты и папиросы, так и смеси для кальяна, сигары и другие подобные изделия
- лекарства
- обувь
- духи, туалетную воду
- шины, покрышки
- одежду
- фотоаппараты и фотовспышки
Есть товары, на которые эти требования распространяются в экспериментальном режиме. В перечень входят:
- молочная продукция
- кресла-коляски
- велосипеды
- питьевая вода
Как это работает
Производитель должен получить идентификационный код для каждой единицы товара. Идентификатор наносится на материальный носитель, то есть на само изделие или на упаковку.
С этого момента код на изделии, прошедшем маркировку, фиксируется на каждом этапе логистической цепочки. Когда оно передается от производителя оптовому поставщику, а от того – в розничную сеть, система мониторинга получает сообщения о смене собственника.
В магазине каждый код сканируют перед тем, как отправить товар на полку или выложить его на витрину.
Когда потребитель совершает покупку, код вновь сканируется и выводится из оборота. Это происходит практически мгновенно благодаря использованию онлайн-кассы.
Система маркировки товаров устроена так, что покупатель тоже может принять участие в определении подлинности одежды, продуктов, бытовой техники и всего прочего, что он планирует приобрести. Этому способствует система "Честный знак" и одноименное приложение, которое можно бесплатно установить на свой смартфон или планшет. Фактически, мобильное устройство превращается в сканер. С его помощью вы легко определите подлинность и срок годности, не отправляя запросы и не тратя времени на ожидание ответа.
Общественный контроль сделает систему обязательной маркировки товаров более эффективной. Также приложение "Честный знак" поможет покупателям оперативно получить необходимую им информацию без запросов в соответствующие инстанции и без обращения к менеджеру торгового зала.
Порядок действий
Узнайте сроки маркировки
- Старт маркировки:
- Лекарства — 1 октября 2019
- Обувь — 1 июля 2019
- Табак — 1 июля 2019
- Молоко — 2020
- Альтернативный табак — 1 июля 2020
- Велосипеды — 2020
- Духи и туалетная вода — 1 декабря 2019
- Лёгкая промышленность — 1 декабря 2019
- Шины и покрышки — 1 декабря 2019
- Фотоаппараты и лампы-вспышки — 1 декабря 2019
- Пиво — 2020
Зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе
Для работы в системе нужна усиленная квалицифированная электронная подпись (ЭЦП КЭП)